среда, 14 ноября 2012 г.

Методика обучения рисованию

Всем известный великий педагог В.А. Сухомлинский писал в своей книге «Сердце отдаю детям», так «...истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли и чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...»
Когда же и как возникает у детей интерес к рисованию?
Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу - получились очки, провел в сторону -линия, пошлепал ладошкой - большой отпечаток, пятно. А когда в руке оказываются кусочки мела, угля, кирпича, карандаша, фломастер, авторучка, краски, кисточки процесс становится еще более интересным.
Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его для них столь желанным?
Во-первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку -уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй. Где угодно -дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой.
Во-вторых, чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнует движение линий и изменчивость цвета, переживается все происходящие на рисунке, волнуют сами рисунки.
В-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания.
В-четвертых, оно выразительно: рисуя можно многое выразить, порою большее и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, открытия.
В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их повесить на стену, или подарить. Рисование увлекательно, приятно и интересно.
Истинная же ценность детского рисунка заключается не в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни.
Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линий, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, карандаши, краски и другое) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным. Всякий раз ребенок должен пробовать, искать, чтобы решить, с помощью какого материала он может получить более выразительное изображение. Обучение детей технике рисование, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит их рисунок.
Для развития у детей творческих способностей можно использовать следующие традиционные и не традиционные техники рисования. Набрызг или бархатный тощ линогравюра, волшебный нити, печатание растений, рисование мятой бумагой, кристаллическая структура, краски похожие на блеск и сияние, кляксография, игра - лепка с тестом, аппликация из скорлупы, пуха, панно из пуговиц, оригами, граттаж, техника «по сырому» и другие.

Метод «Тычка»

Материал
Альбомный лист с карандашным контуром, разноцветная гуашь, кисть, салфетка, вода.
Ход работы
Возьмем альбомный лист с карандашным контуром. Кисточку возьмем как карандаш, выше ее металлической части, держим вертикально... «Вправо-влево, вверх-вниз и кругом. А теперь рукой бегом... Раз тычок, два тычок»...
Обязательно провести физкультминутку, тема которой связана е темой занятия, Следить за тем, чтобы кисть была не очень широкой. Из натуральной щетины. Гуашь густой - ее должно быть не много. После каждого этапа работы кисть тщательно промывать и вытирать. Предварительно дети рисуют кистью без краски в воздухе.

Техника «Граттаж»

Материал
Бумага, свеча парафиновая, шампунь, тушь, заостренная палочка, кисть.
Ход работы
На лист бумаги наноситься цвет - фон, когда краска высыхает, лист натирается воском или парафином. В шампунь (или жидкое мыло) влить тушь. Этой смесью покрыть весь лист (без просветов). После того, как лист высохнет, заостренной палочкой можно процарапать рисунок.
Тематика
Нежная береза под моим окном», «Зимняя сказка в лесу», «Таинственный и загадочный космос».

Техника «Рисуем двумя руками»

Хотите научиться рисовать двумя руками одновременно. Это очень увлекательно и полезно.
Во-первых, мы можем развивать у детей амбидекстрию (умение пользоваться и правой и левой рукой), во-вторых, пространственное воображение, и, в-третьих мелкую моторику рук.
Ход работы
Проведем вертикальную линию через середину альбомного листа, возьмем в каждую руку по карандашу. Далее поставим их вместе, и одну точку. Карандаши как будто отталкиваются друг от друга (например, березовый лист) и начинают описывать две окружности, но, опомнившись, встречаются на той же линии. Вот березовый лист и готов. Чтобы рисунок подучился более четким и живописным, можно сначала потрогать живой или засушенный листик, обвести его двумя указательными пальцами, почувствовать его форму, повторить контур в воздухе и уже, потом рисовать.

Техника «Диатопия»

Материал
Картон, тампон из ткани, гуашь или акварель, бумага, карандаш или палочка,
Ход работы
Тампоном из ткани нанести легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положить лист бумаги и что-нибудь нарисовать карандашом или просто палочкой. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск.

Техника «Ладоневая и пальцевая живопись»

Материал
Бумага, краски, губка, поддоны, кисть.
Ход работы
Вместо кисточки - пальчики. Ладонь обмакнуть в краску. Дать ей стечь и приложить к листу. Пальчиком рисовать точки, полоски и т.п. На каждый пальчик свой цвет. С целью миниатюрного оформления рисунка можно использовать тонкую кисть.
Тематика
«Жар-птица», «Солнышко, «Дерево», «Бурное море», «Петушок» и т.д.

Техника «Монатопия».

Материал
Краска, краска, кисточка, бумага,
Ход работы
Сложите лист бумага пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких пятен. Теперь просто сложите лист по прежнему сгибу, и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? А может это фантастическое животное? Да нет, это красавица-бабочка! Получается просто сказка, которую можно дорисовать кисточкой. (Кстати, Монотопия - отпечаток, снятый один раз).

Техника «Волшебная ниточка»

Материал
Нитки № 10, гуашь разного цвета.
Ход работы.
Одну, две, три нитки пропитать красками. Разложить нитки на листе бумаги и закрыть другим листом, так чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, а может наше настроение? Попробуйте, вы подучите столько радости!

Техника «Рисование линией»

Материал
Карандаш, фломастер, бумага.
Ход работы
А попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение!

Техника «Рисование пластилином»

Материал
Плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.
Ход работы
На плотный лист бумаги или картона нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге.

«Рисование способом наращивания»

Материал

Бумага, фломастер, карандаши или краски.
Ход работы
Группа ребят, от 3 и больше, договариваются, что именно они будут рисовать. Например; первый начинает рисовать травку, второй дерево, третий - цветы, четвертый - птичку и т, д. У одного фантазии много, а у целой компании творчески настроенных ребят?!
Можно очень весело и интересно провести время. А какая картина получится!

Техника «Бархатный тон»

Материал
Старые зубные щетки, гуашь, бумага
Ход работы
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой осторожно проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу бумаги. Так можно изобразить звездное небо, салют.
Но можно эту необыкновенную бумагу использовать для аппликаций, различных поделок. Только дерзайте!

Техника "Мозаичная живопись»

Описание:
Нанести рисунок карандашом (можно использовать трафареты). Разделить рисунок предмета на части. Заполнять цветом рисунок, подбирая сочетающиеся и красиво гармонирующие цвета. После заполнения отдельных деталей композиции цветом продумать цвет фона, чтобы он подчеркивал и придавал яркость отдельным предметам.

Техника «Витражи»

Описание:
Нанести эскиз на бумагу (можно использовать трафареты). По эскизу провести черным маркером. Наклеить скотчем рисунок к наружной стороне стекла («лицом» к стеклу). Обвести по эскизу на стекле краской (тушь, вода, мука, ПВА); по густоте напоминающей майонез. Дать подсохнуть в течение 2-х часов. В темперу с водой добавить небольшое количество жидкого моющего средства. Нанести цветные краски на стекло.

Техника «Батик»

Описание:
Вариант 1
Перенести узор на шелк восковыми мелками (резерв). Под шелк подложить толстые тисненые обои и провести широкой стороной мелка. С помощью фена «вплавить» воск, струей горячего воздуха, в шелк. Участки между контурами закрасить.
Вариант 2
Из плотной клеенки вырезать, трафареты. В краски добавить обойный клей. Фон покрасить разбавленной краской. С помощь. Валика нанести загустевшей краской узоры через трафарет. Класть трафареты только на высохшую поверхность. После высыхания покрасить фон в акварельной технике.
Вариант 3
Краски смешать с обойным клеем. Шелк загрунтовать разбавленной краской, после высыхания нанести густую краску губкой в пестрый узор.
Вариант 4
На кусочке ткани формируется узелок и крепко перевязывается ниткой. Кладки тщательно прокрашиваются краской (тушью, акварелью). Затем узелок делается в другом месте и покрывается другим цветом. И так в зависимости от того, сколько цветов хотят увидеть в букете. Серединка каждого цветового пятна помечается более темной точкой, для оживления рисунка. Тонкой кисточкой прорисовываются стебельки, при помощи трафарета печатают листья. Изделие проглаживают через газету.

Работа с картофельным штампом

Интересна и доступна для детей работа с картофельным штампом. С помощью такого штампа можно сделать узорную бумагу для завертывания игрушек, книг, подарков.
Чтобы приготовить печатку из картофеля, надо взять крупную сырую картошку и разрезать ее пополам.
Поверхность разреза должна быть ровной, гладкой. Большая часть картофеля подрезается так, чтобы се было удобно держать. На разрезе химическим карандашом рисуется какой-нибудь очень простой мотив (полоска, квадратик, кружок), из которого и будет составлен узор. Этот мотив предварительно можно нарисовать на бумаге с учетом размера картофельного штампа. Разрез картофеля влажный и рисунок сделанный химическим карандашом будет на нем хорошо виден. Затем, осторожно копчиком ножа надо вокруг контура рисунка срезать небольшой слой картофеля так, чтобы рисунок стал рельефным. Печатка готова. Печатать можно одним штампом, но лучше двумя или тремя, таким образом, узор можно сделать много диетным. Краски для этого используются акварельные. На штамп их наносят кисточкой. Краска не должна быть слишком жидкой, чтобы не получилось подтоком. Попеременно печатая рдяными печатками время, от времени возобновляй краску на штампе, сохраняет определенный ритм и интервалы, можно сделать веселый и красочный узор. Краска со штампа легко вытирается влажной ватой или тропочкой, и поэтому цвета узора можно менять по желанию.

Техника «Фотокопия»

Рисование парафином и восковыми карандашами
Материал
Шампунь, или жидкое мыло, губка, отекло, бумага, акварель
Ход работы
Добавить в воду шампунь или жидкое мыло отжать в ней губку до образования густой пены. Собрать губкой пену на стекло, добавить краску, сверху положить лист бумаги, разгладить и поджать. Фон готов.
Тематики
«В гостях у русалочки», «Волшебство природы», «Там, где холодно и жарко».
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Еще можно посмотреть:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...