Что такое батик и как он создается?
Вот такой рассказ получился...Решила запечатлеть сам процесс создания изделий из шелка в технике батик- именно так я делаю батик. Что такое батик? Проще говоря, роспись по ткани. Существует много способов, но я в данном сообщении я буду рассказывать о холодном батике. Это сообщение не является мастер-классом, хотя может кто-то для себя увидит интересные практичные мелочи. Это сообщение НЕ для мастеров по батику, а скорее ДЛЯ потребителей, для пользователей шелковыми изделиями с ручной росписью. Это сообщение возможно прояснит ответ на часто задаваемый вопрос- почему батик так дорого стоит?Итак, по порядку.
Сначала появляется идея- что я хочу нарисовать на шарфе или платке. Например, это должны быть цветы. Провожу кое-какое немалое время в интернете в поисках фото нужных цветов в хорошем качестве, например Гибискус:
Определяю цветовую палитру готового шарфа. Представляю нужные оттенки, иногда ищу подсказки в готовых палитрах, вот например:
Раскраиваю шелк нужной длины. Стираю его в холодной воде и натягиваю на раму. Рама у меня 1.6 метра на 70 см ( почти как дверь) либо для платка 1.6 на 1.5 метра. Для шарфа удобно положить ее на стол для рисования, а вот для платка получается занимает у меня пол кухни, что приходится лазить по полу под ней, чтобы перелезть с одного конца кухни в другой))) Рисуют батик только в горизонтальном положении. Вот так выглядит рама с шелком на столе и вертикально:
Шелк я цепляю простым приспособлением - самодельные "когти" для шелка- на короткую резинку одеваю согнутую булавку ( с шариком на конце). Булавкой цепляю шелк, а другую сторону резинки прикалываю кнопкой к деревянной раме. Перепробовав разные способы, для меня этот оказался самый удобный. Натяжение можно регулировать в любом месте, а также иголочки не сильно травмируют ткань, и еще раму можно разбирать не снимая такие "когти". Более того, ткань находится на расстоянии от рамы, то есть, не будет затеков от рамы, как при способе прикалывания кнопками напрямую на раму, что часто делают новички.
Контур или резерв, он препятствует растеканию краски, я использую прозрачный резерв ( резерв Гамма), наношу тонкой стеклянной трубочкой. Резерв к сожалению, не очень хорошо пахнет бензином, и каждый раз во время и после работы трубочку надо промывать бензином ( промывать лучше бензином Галоша). Бывают и другие резервы без запаха, но это совсем другая история, мне пока подходит именно этот по качеству. Преимущества этого резерва- главное, он быстро сохнет, можно сразу же начинать роспись красками ( в отличие от других, которые надо ждать пару часов), второе, он достаточно надежно проникает насквозь ткани, то есть хорошо держит карску, без затеков. Еще один минус, что резерв прозрачный, сразу после высыхания он практически не виден на белом фоне ткани, поэтому приходится изловчиться, смотреть на ткань под таким углом, чтобы свет падал в нужном направлении, чтобы увидеть, что ты вообще рисуешь и куда ведешь линию)))Примерно так:
Затем нужно развести нужные оттенки красок на палитре. Здесь пригодятся знания по цветоведению, что с чем и в каких пропорциях смешать, чтобы получить нужный оттенок. Иногда эта процедура занимает около получаса и более. Краски я использую Гамма парозакрепляемые. Бывают краски, которые закрепляются утюгом, но они часто дают жесткость шелку,и мне лично не всегда нравится там цветовая палитра. В Гаммовских красках можно создать миллион классных оттенков! Еще важный плюс всех парозакрепляемых красителей- они не дают жесткость шелку, а оставляют его нежным, приятным на ощупь!!Это очень важно! Получившиеся оттенки пробую на белой бумаге, потом на кусочке ткани.:
Далее участки, которые буду расписывать смачиваю водой, жду и наблюдаю, не пропускает ли где-то контур воду. Если пропускает, то наношу резерв в этом месте и опять мочу водой.
Затем расписываю по мокрому, тонкие линии по сухому, создаю нужный рисунок, использую разные оттенки, создаю форму, объем и т.д. Роспись занимает много времени, иногда делаю паузы день-два и роспись может занимать пару недель. К сожалению с двумя маленькими детками, сейчас в день не более одного- полутора часов могу уделить рисованию. В это время также входит : перенести положить раму, достать с "чердака" все принадлежности смешать нужные оттенки красок, сам процесс рисования, и успеть убрать все на место, чтобы дети не "помогли" дорисовать))
Когда весь шарф расписан, высох, выжидаю сутки-двое, чтобы красители лучше закрепились. Затем ткань снимаю с рамы и начинается самый важный и опасный ( опасный для батика)процесс закрепления красителей- запаривание. От правильности и точности выполнения всех условий запаривания зависит конечный результат- насколько изделие будет аккуратное, без клякс и затеков. К сожалению затеки после запаривания часто случаются, этот процесс очень трудно контролировать.((((
Готовый шарф определенным способом заматывается в старую простынь и завязывается нитью в виде так называемой "улитки". "Улитку" нужно подвесить вверху кастрюли таким образом, чтобы " улитка" нигде ни на капельку НЕ прикасалась к стенкам кастрюли! Я приматываю к ручкам кастрюли что-то вроде "гамака" из бинта. Вовнутрь кастрюли наливаю немного воды. Как и многие мастера по батику, я запариваю в обычной кастрюле ( можно в ведре) полтора часа. Сверху укладывается много постельного белья. Вот так:
После запаривания, все разворачивается, сушится, стирается с шампунем в холодной воде, опять сушится, гладится.
Далее подшиваю край шарфа либо вручную руликом в 2-3 мм, либо на машинке мелким зигзагом в 1мм. Опять глажу, и начинаю фотосессию. Красиво фотографирую изделие, обрабатываю фото на фоторедакторе и все- готово! Можно шарф укладывать в красивую коробочку и презентовать покупателю)))
Анна, спасибо, для меня очень познавательно! Я предполагала, что это не простой процесс, но чтобы настолько!!! Но результат того стоит - шикарные и богатые работы!
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо за понимание!))
УдалитьАнна! Красота да и только!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, Светлана!
УдалитьМне оооочень интересно было читать - таких тонкостей я не знала и с удовольствием побывала "за кулисами" процесса! Аня, спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина! Мне у вас тоже очень интересно!!!
УдалитьДа уж... Навык, действительно, ту нужен огромный!
ОтветитьУдалитьСУПЕР, очень интересно было узнать тайну создания такой красотищи.
Спасибо, Жанна! Стараюсь, как могу!)
УдалитьДа уж, нелегкий труд! Ты бы еще расписала, сколько времени уходит, чтобы воплотить в жизнь всю эту красоту)))
ОтветитьУдалитьЭто у всех по разному выходит. У такой капуши как я, куча времени!
Удалить